Методы выявления контрафактной продукции
Чтобы понять, является ли объект контрафактным, необходимо определить его соответствие обязательным требованиям, установленным в нормативных актах.
Для решения этой задачи необходимо иметь стандарты с описанием характеристик и основных показателей товара, средств и методик его испытаний.
Однако, во многих нормативно-технических документах такие данные носят рекомендательный, а не обязательный характер.
Обязательным свойством любой продукции является её безопасность. Однако изделие может и не представлять опасности для потребителей, но при этом являться контрафактным.
Так как отличить подделку от оригинала визуально можно далеко не всегда, на практике применяются следующие методы:
- Органолептические
- Регистрационные
- Измерительные
- Расчетные
- Экспертные
Характеристика методов
Первые основываются на способностях органов чувств человека (слуха, обоняния и пр.). Органолептические методы определения подделки просты, однако не всегда объективны. Как правило, они применяются в торговле.
Регистрационный метод предполагает наблюдение и подсчет количества предметов, явлений, затрат.
Расчетным способом определяются показатели качества.
Наиболее объективным считается измерительный метод. При его применении можно получить довольно точные результаты. Определение показателей осуществляется при помощи специальных измерительных средств. Для использования этого метода необходимы высокая квалификация специалистов, большие финансовые вложения. Измерения, кроме того, занимают достаточно много времени. Однако сегодня все большую популярность приобретает экспресс-анализ и методы неразрушающего контроля.
Экспертные приемы выявления контрафактов основываются на выводах группы специалистов.